Два берега Дуная в древней столице Венгрии – Будапеште, соединяет старинный, прекрасный Цепной мост Сечени. Его официальное название «Мост Сечени», названный в честь известного венгерского мецената и политика Иштвана Сечени. Этот знаменитый деятель Венгрии стал главным спонсором строительства моста. «Старая дама» – так называют мост жители Будапешта. Мост Сечени – первый постоянный мост, соединяющий две части венгерской столицы – Пешт и Буда, символ единения Будапешта.
Со всеми яркими архитектурными шедеврами связана легенда. Про мост Сечени тоже слагали истории. По одной из них, главный спонсор постройки моста, граф Сечени, задумал строительство задолго до появления проекта моста. Молодой офицер Сечени спешил в Буду на похороны отца. Однако, на реке тогда не работала переправа и граф Сечени прождал более недели. Отчаявшийся граф, поклялся тогда, что отдаст весь свой огромный годовой доход, чтобы только существовала постоянная переправа через Дунай.
На территории Пешта мост приведет к Венгерской академии наук. В Буде – на станцию фуникулера, который доставит к Будайскому замку.
Цепной мост в Будапеште был спроектировал английским инженером Уильямом Кларком. Еще один Кларк – шотландский инженер, руководил сооружением моста. Начиная со времени появления проекта в 1839 году и до официального открытия в 1849, инженерам удалось возвести мост, который долгие годы считали чудом света и одним из наибольших мостов в Европе. Строительство моста, начатое в 1842 году, решило большое количество политических и экономических проблем города. На церемонию по закладке первого камня приехал даже регент Венгрии – Йожеф Габсбург и члены императорской семьи. Незадолго до открытия, мост чуть было не пострадал в ходе революции 1849 года. Была даже попытка взрыва, которую предотвратил руководитель строительства Адам Кларк.
Цепной мост Сечени украсили фигурами и узорами из чугунного литья. В 1852 году на каждом входе на мост появились 2 каменные скульптуры львов. Их изготовил скульптор Янош Маршалко.
В 1899 году мост назвали в честь бескорыстного мецената Иштвана Сечени и его заслуг по возведению моста.
В 1914 году провели капитальный ремонт моста, усилив его конструкцию. Почти через 30 лет мост был взорван немецкими оккупантами, отступающими во время взятия Будапешта. Средства на восстановление моста собирал весь город. Через 100 лет после появления моста на Дунае произошло его второе рождение – в ноябре 1949 года отстроенный мост был снова открыт. Так 20 ноября стало Днем рождения «Старой дамы», который жители Будапешта отмечают ежегодно. Отстроенный мост был 380 метров в длину и практически 15 – в ширину.
Мост считается символом свободы Венгрии – в 1989 году на нем проходили демонстрации за свержение коммунистического режима.
Цепной мост в Будапеште имеет продолжение – тоннель через холм, на котором стоит Будайская крепость.
По вечерам мост Сечени полон шарма и красоты – он подсвечен огнями, мерцающими в водах Дуная. По выходным, в летний период, мост становится пешеходным. Здесь гуляют туристы и местное население. Иногда здесь проводят фестивали и ярмарки. Для туристов предлагают прогулки по Дунаю на экскурсионном пароходе – это дает возможность полюбоваться мостом со всех сторон.